Константин Иванович Острожский (1460-1533)



Константин Иванович Острожский (1460-1533). Многочисленные военные победы сделали его, вопреки запрету занимать высокие государственные должности православным, вторым человеком в Королевской Раде (сенате). Титул его звучал так: "Пан Виленский. Гетман Наивысший, Староста Луцкий и Брацлавский, Маршалок Волынской земли". Характеризуя его, папский легат Пизон, писал: "...князь так привержен к греческой Церкви и до такой степени соблюдает ее уставы, что и на волос от них не отступает. Будучи дома благочестивым Нумой, он в боях воинственнее Ромула. Если бы удалось его привлечь в лоно нашей Матери-Церкви, примеру его последовало бы бесчисленное множество русского народа: таким уважением и славой пользуется он".


Но князь Острожский оставался верным сыном Православия и при всякой возможности добивался послаблений для него. За его победы король даже разрешил ему построить две каменных церкви в самой столице -Вильне. Строились они им и в других местах. В 1521 году князь ходатайствовал за Львовское братство перед королем и добился снятия некоторых ограничений для православных. Некоторые права, дарованные королем в его ответе на жалобу братчиков, проливают свет на их положение:


1. Русские в делах судебных имеют право приносить присягу не в латинских костелах, а в своих церквах (раньше не имели права).


2. Во всех делах могут быть свидетелями на суде (раньше не могли).


3. Русские священники могут ходить по городу к больным со Святыми Дарами в церковных облачениях, но без горящих свечей и лишь на улице, называемой "русской", могут зажигать свечи.


4. Магистрат, состоящий целиком из католиков и наделенных правом назначать православных священников, должен будет теперь принимать во внимание и рекомендации со стороны самих православных (раньше не должен был).


5. Тела покойников русский священник может провожать через весь город в церковном облачении (до этого не мог), но без свечей и колокольного звона. Лишь на "русской" улице он мог зажигать свечи и звонить.


Особо важная роль в защите Православия выпала на долю князя Константина Константиновича Острожского (1526-1608). Киевский воевода и один из знатнейших и влиятельнейших панов Польши и Литвы, как характеризует его знаменитый русский историк Н.И.Костомаров, Острожский более полувека оказывал влияние на польскую историю в один из самых интересных периодов ее истории. Православная Русь того времени страдала от недостатка образования и сильно проигрывала в этом отношении католичеству и только что народившемуся и проникшему в ПОЛЬШУ протестантизму. Отчасти под влиянием князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву от Ивана Грозного и ставшего там одним из самых ревностных защитников и апологетов Православной веры, князь Острожский принимается за дело религиозного просвещения православных людей. Главным результатом его труда стало первое издание полной Славянской Библии в Остроге в 1581 году.


Испросив у царя Ивана Грозного список рукописной Библии, составленной в 1499 году Новгородским архиепископом Геннадием, раздобыв и много других Библий "различных письмен и языков", князь создал достаточно ученую по тому времени комиссию, избрал такой список греческого перевода Семидесяти Толковников, который был наиболее согласен с оригинальным еврейским текстом и со славянской Библией, присланной царем. Была проделана огромная работа по исправлению и сличению текстов. Это была первая печатная Библия на славянском языке, появившаяся в православном мире, и здесь русские намного опередили прочих своих православных собратий. Осуществлено это издание диаконом Иваном Феодоровым, за коим сохранилось "звание" первопечатника.


В предисловии к этому изданию князь К.К.Острожский писал: "Я вспомнил слова Спасителя: "ищите прежде всего Царствия Божия и сия вся приложится вам". Оттого у меня родилось непреодолимое желание перед своею кончиною оставить вам, православные, какой-нибудь духовный дар. Ибо когда я посмотрел на церковь, искупленную честною кровию Христа, я увидел, что ее попирают отовсюду враги и никто не может противустать им по недостатку духовного оружия - Слова Божия".


И поистине это был дар для всей Русской Церкви. До 1751 года Острожская Библия перепечатывалась сначала без изменений, затем лишь с небольшими исправлениями. Издавалась она и в Почаеве. "За Библией последовал целый ряд изданий как богослужебных книг, так и разных сочинений религиозного содержания. Между ними важное место занимает книга: ''О единой истинной и Православной вере и святой апостольской Церкви", написанная священником Василием и напечатанная в 1588 году; книга эта служила опровержением сочинения Скарги, вышедшего на польском языке почти под тем же названием, и имела целью защитить Восточную Церковь против упреков, делаемых сторонниками латинской церкви... В острожской типографии напечатано также несколько книг религиозного содержания: "Листы Патриарха Иеремии" и "Диалог Патриарха Геннадия" (в 1583 году), "Исповедание о похождении Св. Духа" (1588). В 1594 издана большим фолиантом книга Василия Великого "О постничестве", а в 1596 "Маргарит" Иоанна Златоуотого... Кроме Острога князь Острожокий завел типографию в Дерманском монастыре".


Помимо издательской деятельности, имя князя Острожского связано и с делом православного просвещения; он организовал школу для подготовки православных священников, носившую имя Академии. Первым ректором этой Академии был Даниил Герасимович Смотрицкий, первыми учителями были преимущественно греки, и среди них знаменитый, впоследствии Патриарх Александрии и Константинополя Кирилл Лукарис. Из среды этой школы вышло несколько духовных писателей, защищавших Православие против католической и протестантской пропаганды.