Исаия (Копинский-Борисович / Исаакий Копыстенский),

митрополит Киевский.

Воспитанник Острожской школы.

Пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре.

14 октября 1615 г. перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища.

С 1616 г. - настоятель Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густынского монастыря.

В 1619 г., оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от г. Прилук Лубенский Мгарский монастырь.

6 октября 1620 г. хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патр. Феофаном в Киево-Братском монастыре тайно, ночью при пении патриаршего монаха из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства со стороны поляков на епархии не был.

С 1628 г. - архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях.

20 июля 1631 г. избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре.

В 1632 г. представителями православных на сейме, избравшим королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую Лавру. Митрополитом избран Петр (Могила).

Скончался 5 октября 1640 г. (по другим источникам - в 1634 г.). Погребен в Киево-Печерской Лавре.

Современники называли митр. Исаию "богомысленным мужем"; М. В. Толстой - "подвижником с молодых лет до гроба".

14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменьей его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там.

Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом Борецким, получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам еп. Исайя, как и митр. Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. В дальнейшем обвинение в измене было с них снято. Однако польское правительство не признавало прав митр. Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

Гонения и утеснения в Малороссии до того усилились, что даже киевский воевода счел необходимым подать жалобу королю и сенату о том, что русский народ доведен до крайности. После нескольких кровавых восстаний на Украине король, наконец, был вынужден дать православным некоторые льготы. Снова возобновилась деятельность духовных школ. Митр. Исаия с радостью благословлял игумена Киево-Печерской Лавры Петра Могилу на основание высшей духовной школы при Лавре.

Большим горем для святителя Исаии было отпадение от православия влиятельного князя Иеремии Вишневецкого. Именно на пожертвования его родителей (кн. Михаила и кн. Ирины (Раины) Вишневецких) были созданы и украшены монастыри, о которых заботился еп. Исаия. Он писал Вишневецкому, увещевая его возвратиться к правой вере.

В 1632-1633 гг. на сейме, избравшем нового короля Владислава IV впервые (от основания унии) польским правительством были признаны православный Киевский митрополит и четыре епископа, но престарелому митр. Исаии не пришлось воспользоваться плодами этой победы православия. На том же сейме было определено, что дряхлый и слабый Исаия не сможет возглавить новую напряженную борьбу с униатами и иезуитами, и митрополитом Киевским был избран более молодой и энергичный Петр Могила. Как отнесся митр. Исаия к избранию Петра Могилы? Мнения историков в этом вопросе расходятся. Одни считают, что митр. Исаия не препятствовал Петру Могиле и даже сам благословил его добиваться первосвятительства.

Другие говорят, что он не препятствовал новому энергичному митрополиту лишь только потому, что видел бесполезность борьбы, но и не содействовал ему.

Однако есть и такое мнение, что митр. Исаия вступил в тяжбу с митр. Петром и последнему потребовалось много труда и энергии, чтобы отстоять свою кандидатуру на сейме.

Какое из этих мнений считать более основательным или правдивым - определить трудно. Но есть общее мнение всех историков, которое является наиболее важным и существенным для характеристики жизни и деятельности святителя - митр. Исаия был "муж Богомудрый", подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу православия и своей угнетенной, гонимой паствы.

Исаия Копинский составил "Духовную лестницу" (сборник нравственных изречений) и несколько посланий к православному духовенству и частным лицам. Ср. Голубев "Петр Могила" (543 - 553) и Макарий "История русской церкви" (XI). Н. С-в.

Труды:

Древняя лествица.

Наказ священникам.

Увещательное письмо князю Иеремии Вишневецкому.

Литература:

М. Евгений (Болховитянов) Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825, с. 166-171.

М. Макарий И. Р. Ц., т. XI, с. 397-413, 457, 458.

Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 495-496, 500-501.

Голубев История Киевской дух. академии.

Чистович Очерк истории зап.-рус. церкви, т. II.

Строев П., с. 4, 17, 25, 591, 928, 930, 1042.

Санковский А. Кракт. опис. церквей Смол. еп., вып. I. Смоленск, 1898, с. 13.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 224.

Петров Л. Словарь, с. 105.

Булгаков, с. 1403, 1413.

Денисов, с. 302, 677, 678, 683.

Акты зап. России, т. IV, № 526.

Летопись о создании Густынского м-ря. М., 1848, пред., с. II, с. 63.

Киево-Златоверхий Михайловский м-рь. Киев, 1889, с. 53-59.

Истор.-стат. опис. Смол. еп. СПб, с. 91, 92.

Летопись Е. А., с. 631, 643.

Труды К. Д. А., 1869, сентябрь, с. 359, 364, 382.

Рус. палом., 1911, № 38, с. 597.

Приб. к Ц. В., 1897, № 1, с. 23.

Истор. вестн., 1900, март, с. 1234.

Изв. Казан. еп., 1912, № 33, с. 992.

Прав. обозрен., 1874, январь-июнь, с. 210-243, 303-326.

Ж. М. П., 1951, № 3, с. 40-41, 1954, № 4, с. 11; № 5, с. 32, 34, 35.

БЭС, т. I, с. 962-963.

БЭЮ, т. 15, с. 588.

РБС, т. VIII, с. 141.

ЭС, т. XIII (кн. 25), с. 363.

Н. Д., с. 14, 32, 39.

Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Ч. III. Куйбышев, 1971 (машинопись).